Проект
На тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
Воспитатель: Доронина Виктория Викторовна
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.
Участники: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации: Февраль – май 2020года.
Актуальность проекта:
Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Цель:
Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи:
- Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
- Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.); формировать навыки аккуратной работы.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.
Формы проведения:
- Игровая деятельность:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализация;
- подвижные игры;
- упражнение на дыхание;
- упражнение на развитие мелкой моторики рук.
11. Познавательная деятельность:
- формирование целостной картины мира;
- ФЭМП.
111. Беседы.
1V. Труд.
V. Коммуникация.
V1. Творческое рассказывание.
V11. Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка.
- Аппликация.
V111. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме
2 этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о дымковской игрушке.
3 этап – заключительный.
- Оформление результатом проекта в виде презентации.
- Проведение, совместно с родителями, итогового мероприятия «Мастерская «Дымковская игрушка».
- Организация выставки «Красота дымки».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Расширение кругозора детей о дымковской игрушке.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Комплекс мероприятий:
Месяц |
Тема |
Задачи |
Материалы и оборудование |
Февраль |
Познавательная деятельность. «Знакомство с дымковской игрушкой».
|
Познакомить детей с дымковской игрушкой, формировать интерес к изобразительному и прикладному искусству, народному творчеству, учить замечать яркость образов, выделять форму, цвет, элементы украшения |
Выставка дымковских игрушек.
|
Рисование. «Дымковские узоры». |
Учить детей рисовать точки и линии, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать. |
Краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, дымковские игрушки, образцы дымковских узоров, тычки. |
|
Март |
Аппликация. «Украсим дымковского коня». |
Учить аккуратно наклеивать предметы круглой формы, пользоваться салфеткой, видеть красоту дымковской игрушки. |
Бумажные силуэты коня, круги разного цвета, кисти, клей, салфетки, дымковские игрушки. |
Апрель |
Рисование. «Роспись дымковского коня». |
Продолжать учить рисовать предметы округлой формы, работать кистью (правильно держать кисть, обмакивать ее всем ворсом, снимать лишнюю краску о край баночки); закреплять знание цветов (красного, зеленого, желтого, синего); вызывать желание рисовать дымковские узоры. |
Бумажные силуэты коня, кисти, краски, стаканы с водой, салфетки, игрушки, образцы дымковских узоров. |
Аппликация. «Уточка с утятами». |
Учить выбирать большой и маленькие силуэты уточек, аккуратно наклеивать готовые формы в определенных частях листа. |
Иллюстрация «Уточка с утятами» (из презентации «Дымковская игрушка»), бумага голубого цвета, вырезанные формы (больших и маленьких) уточек, клей, кисти, салфетки. |
|
Май |
Рисование. «Украсим дымковскую уточку». |
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков), любоваться окружающими предметами. |
Бумажный силуэт дымковской уточки, образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки, салфетки, стаканы с водой. |
Лепка. «Дымковская уточка-Марфуточка». |
Формировать умение передавать в лепке образ уточки, форму частей тела, головы, хвоста; закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик), умение украшать уточку дымковскими узорами; развивать желание рассказывать о том, что сделали. |
Пластилин, доски для лепки, стеки, дымковские уточки.
|
|
Май |
Рисование. «Дымковский узор «Солнышко». |
Учить детей рисовать узор «Солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка, последовательно выполнять узор, воспитывать интерес к рисованию. |
Краски, кисти, маленькая и большая печатка-тычок, бумага.
|
Рисование. «Мастерская «Дымковская игрушка»». |
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Развивать моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. |
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Развивать моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. |
В ходе реализации проекта были разработаны и изготовлены:
1. Конспект занятия: "Игрушки в гости к нам пришли"
2. Конспект занятия: «Красивый полосатый коврик»
3. Конспект занятия: «Дымковская лошадка»
4. Конспект «Дымковская игрушка»
5. Конспект занятия: «В гости к Танечке пойдем!»
6.. Комплексы упражнений и игр
7. Подвижные игры
8. Игра малой подвижности «Гуленьки»
9. Консультация для родителей: «Ознакомление с дымковской игрушкой»
10. Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.
В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.