Суббота, 11.05.2024, 14:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Книжка-малышка, как результат игрового взаимодействия родителей и детей!

      Младший возраст – это сензитивный период для развития речи ребенка.

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются познавательные психические процессы ребенка: восприятие, мышление и память. Поэтому профилактика задержки речевого развития ребенка является одной их наиболее важных педагогических задач.

     Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально, непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром вызывает у малышей восторг и удивление.

      По мнению педагогов и психологов, ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.

      К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

      Для того чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию малыша, помочь им осознать особую роль дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка, заинтересовать можно использовать так называемые книжки-малышки, изготовленные руками детей и взрослых.

Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение.

      Изготовление  таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжек-малышек изготовленными своими руками;

– и облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Книжки могут быть разными. По форме это могут быть  стандартная книга-блокнот или  книга-гармошка, разной формы (в форме животного, домика, машины и т.д.), книга с закладками, книга-коробка, книга с «колесами»  и др.

По тематике – это могут быть  истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.

      Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления.

      Совместно с родителями можно изготовить развивающие книжки-малышки. Чтобы дети могли не только любоваться персонажами на страничках книги и придумывать про них разные истории. Было бы здорово всё потрогать пальчиками, ощутить тепло, мягкость и шершавость материала, из которого они сшиты. А ещё приятнее, если малыш сможет научиться чему-нибудь новому. Ведь учиться, играя так весело!

       «Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.

Главная функция тактильных книг – помощь ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира, а так же развитие мелкой моторики рук.

      «Книжка-развивашка» это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, по тактильным ощущениям приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги часто используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами передают мягкость  растения или шерсти животного, использование бисера дает ощущение мокрого и холодного дождя, лужи  и др.

      Читая и рассматривая эти  книжки можно развивать мелкую моторику и логическое мышление,  изучать геометрические фигуры, а также, с заделом на будущее, счёт предметов и цифры!

      С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий.

      Книжка-малышка из ткани обладает рядом  достоинств: не рвется, поддается стирке и чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть. Ведь самое главное – привить интерес к развитию малыша.

      Современные магазины пестрят яркими обложками, под которыми скрываются волшебные сказки и увлекательные истории, но книжка, выполненная своими руками, более полезна и увлекательна. Мягкая книга способна развивать такие способности, как мышление, логику, воображение, мелкую моторику.

      Книжка-сюрприз со съёмными деталями в аппликации, которые можно перемещать внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, которые развивают математические способности. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, крючки, липучки, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-малышка. Своими руками маленький ребенок сможет потрогать все детали, полистать страницы.

Эта игра позволяет решать многие задачи:

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.)

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

- закреплять знание о цвете.

      «Книжка-болтунишка» благодаря этой книжке можно повторять звуки издаваемые животными и птицами, учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и обыгрывать их.

      В книжках предусматриваются вопросы к малышам, а так же возможность практических действий (дотронуться, провести пальцем и т. д.) или используется «синтез искусств» (красочное изображение дополняется стихотворением или игрой). Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения словаря ребенка сначала пассивного, а затем и активного.

      Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, воспроизводит вслед за взрослым фразу, потешку или стихотворный текст, причем, как правило, заучивает, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

      Помимо явного эмоционального эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет повторить увлекательное занятие с мамой.

      Очень увлекательное и полезное занятие – делать вместе с ребенком книжку. Получается такая минитипография на дому. Пока малыш совсем маленький, мама может сшить ему развивающую книжку-малышку из ткани или сделать из бумаги и картона.

      Такую развивающую книжку можно сделать своими руками, что делает ее безопасной для ребенка, а также дает возможность составить книжку по своим пожеланиям и предпочтениям, и дарит море позитива для мамы и, конечно, для малыша. Ну а когда малыш подрастет и сам начнет придумывать разные истории, можно записать их в уже  почти настоящую книгу. И получится первая книга малыша.

      Таким образом целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (24.04.2016)
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: